Учителя подготовительных классов часто жалуются, что большинство детей "плохо владеют пальцами". И еще все они в один голос твердят, что необходимо делать пальчиковую гимнастику, чтобы научиться потом правильно держать ручку и не уставать при письме. Но пальчиковая гимнастика вызывает интерес у детей 2-3 лет, а ребенку постарше это уже очень скучно.
Мне бы хотелось вам предложить пару альтернативных вариантов, которые смогли бы хотя бы частично заменить собой надоевшие пальчиковые игры.
Слова из пальцев
Дети обожают всякие игры с шифрами и кодами, и одна из популярных игр очень пригодится нам для развития пальцев.
Цель игры: для ведущего - показать слово при помощи букв, сделанных из пальцев, а для угадывающих - постараться прочитать показанное слово. (Это, кстати, для детей отдельно полезно, им придется удержать в голове несколько букв и быстро составить из них слово).
Вы можете придумать пальцевый алфавит сами или воспользоваться готовым, например, отсюда http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/gramota/palch_azbuka/index.html
Теневой театр
Это - очень известное развлечение, но я надеюсь, что вы найдете для себя новые фигуры среди тех, которые я хочу вам предложить.
Достаточно посмотреть внимательно на картинки, чтобы понять, насколько полезно такое занятие для развития пальцев. Ребенку нужно выбрать правильные пальцы, правильно их соединить для построения фигуры, а затем - двигать определенными пальцами, чтобы фигурка "заговорила".
Это совсем не так просто, поэтому выберете сначала 2 простые фигуры (одну - для вас, другую - для ребенка), чтобы не пришлось в процессе спектакля менять позу пальцев. Первые несколько раз разыгрывайте ваш спектакль только из двух персонажей. Потом уже можете добавлять других, каждый раз ориентируясь на ловкость пальцев вашего ребенка.
Тренируем исполнительные функции.
Продолжаем изучать мозг. Вам сегодня потребуются: логика, умение планировать деятельность и умение строить и проверять гипотезу, и работать будут снова лобные доли .
Начните движение со среднего числа: 7. Двигайтесь по дорожкам, не возвращаясь назад. Соберите таким образом 4 числа. Теперь сложите все пять чисел, начиная с семерки. Постарайтесь как можно быстрее понять, какоепри какой траектории вы сможете получить НАИМЕНЬШЕЕ число? какое оно?
Что на что похоже
А теперь давайте проверим, как у вас дела с "распознаванием образов".
Припишите три числа: 16, 14 и 38 к какой нибудь из трех групп, А, В или С.
A: 0 6 8 9 3
B: 5 13 2 10 16
C: 7 1 47 11 17
Распознавание образов нужно нам везде - начиная от чтения букв и заканчивая любой профессиональной деятельностью - будь вы продавец, или шахматист, или сортировщик на складе, вам все время требуется классифицировать объекты (хоть реальные, хоть абстрактные), чтобы правильно пользоваться ими.
Вам удалось решить задачу?
Подсказка: это НЕ математическая задача.
Ответ:
Числа упорядочены по ФОРМЕ: В ряду А они все округлые, в ряду C - все числа сделаны из линий, а в ряду B перемешаны те и другие. Итак, 16 относится к B, 14 - к C, а 38 - к A.
Волшебная палка
Два мальчика гуляли с папой по парку. И вдруг на дороге они увидели красивую длинную палку. Вы же наверняка знаете, какие палки бывают красивые и нужные сразу всем. Стали мальчики из-за палки драться. И тут папа взял палку, спрятал ее за спину, сказал «абра-кадабра» и… Вытащил оттуда сразу две абсолютно одинаковые красивые палки. Как же он это сделал, как вы думаете?
Загадочные часы.
Все, наверное, знают, какие часы показывают правильное время только два раза в сутки – это сломанные часы. А знаете ли вы, какие сломанные наручные часы показывают правильное время четыре раза в сутки? Попробуйте их нарисовать.
Гаплология
Гаплология – такое явление в языке, при котором два одинаковых (или похожих) слога склеиваются в один.
Придумайте, какой слог можно поставить в квадратике, чтобы он заканчивал
первое слово и начинал второе одновременно
СВЕ СЫ
КРЫ ПОГ
СТУ БА
Это тип заданий используется иногда в IQ тестах, дети очень любят решать такие словарные задачки, а еще больше любят их придумывать и загадывать родителям.
Домик с колоннами
Как вы думаете, сколько всего колонн в прямоугольном здании, у которого с каждой стороны по 4 колонны?
Вы можете себя проверить, построив эти колонны из зубочисток.
Играем в слова
Продолжите цепочку слов:
КНИГА – ГАЗЕТА – ТАБАК – БАКЛАЖАН – АНТРЕКОТ - ?
Игра в слова, в которой надо придумать слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего названного слова всем известна. Предлагаю вам поиграть в игру посложнее и поинтереснее: задача – придумать слово, которое начинается на несколько (сколько угодно) последних букв предыдущего слова.
Кто здесь?
Попробуйте отыскать на этой картинке жабу. Если у вас никак не получается ее найти, поверните картинку.
Кто-кто в теремочке живет?
Внимательно посмотрите на этот теремок и догадйтесь, кто должен выглядывать из окошек со знаком «?».
Включаем воображение
Угадайте, где изображена летучая мышь? Попробуйте сделать это сначала без помощи карандаша или пальцев, просто представьте себе, что получится, если соединить эти точки по порядку.